Пятница, 29.03.2024, 16:28
Приветствую Вас Гость RSS
Киево-Печерская лавра
ГлавнаяКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Киево-Печерская лавра
Ближние пещеры
Дальние пещеры
Церкви в составе лавры
Музеи Киево-Печерской Лавры
На территории лавры
Святые Киево-Печерской лавры
Друзья сайта
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Главная » Статьи » Киево-Печерская лавра

История Киево-Печерской лавры
Около 800 лет тому назад на месте, где сегодня красуется Успенская Киево-Печерская Лавра, находились дремучие леса. Недалеко отсюда располагалось село Берестово, летнее местопребывание киевских князей. В сельской церкви во имя апп. Петра и Павла служил старец Иларион. Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на береге Днепра старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита Всероссийского. Выбранное старцем место понравилось прибывшему сюда с Афона иноку Антонию. К святому отшельнику отовсюду стали стекаться люди. Так в подземных пещерах в 1051 году образовался монастырь. Сам преподобный Антоний удалился на соседний холм, где теперь находятся ближние пещеры, а над братией поставил игуменом Варлаама. Варлаам устроил под пещерами церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой , более обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий, поставленный игуменом после Варлаама, на средства дарованные монастырю Симоном, прибывшим в Киев из Германии в 1027 году. Исполняя обет, данный в час битвы с половцами, Симон подарил обители богатое имение, пожертвовал золотой пояс и венец, снятые им с изображения Распятого Иисуса, некогда сооруженного его отцом и чтимого на его далекой родине. Другим событием, содействовавшим осуществлению намерений преподобных Антония и Феодосия, стало прибытие из Царьграда четырех искусных греческих зодчих, видевших, по преданию, изображение самой церкви на облаке и, кроме того, получивших от Божией Матери храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы и святые мощи семи мучеников.
Храм заложен в 1073 году епископом юрьевским Михаилом при участии великого князя Святослава Ярославовича. Строительство храма закончено в 1089 году. В этом же году церковь освящена митрополитом Иоанном.
В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича. В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию самого князя зажжен его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять божественную литургию на останках престола некогда великолепной Великой церкви. Хотя бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства.
Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя, духовная мощь, благодаря которой Лавра могла стать оплотом против опасного врага - унии. Попытка униатов овладеть монастырем кончилась безуспешно в 1598 году при архимандрите Никифоре. Ян Кошиц, которому королевской грамотой было поручено захватить обитель, нашел монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и монастырских крестьян.
Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, монастырь вскоре восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.
С первых же дней своего существования Лавра оказывала весьма сильное влияние на все стороны российской жизни. В отношении внешней стороны церковной жизни значение монастыря состояло в распространении его иноками православной веры как между русскими, так и инородцами. Известен своею миссионерской деятельностью преподобный Феодосий, немало потрудившийся для обращения киевских евреев в христианскую веру, а также подвижники Печерского монастыря Леонтий, Исайя и Аврамий. Леонтий, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в духе христианства. Свои подвиги он закончил мученической кончиной. Исайя, преемник Леонтия на ростовской кафедре, стал продолжателем его дела, ходил по селам и городам ростовской и суздальской земли, истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство. Благодаря ему, был сокрушен идол Волос, пользовавшийся большим почетом у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского монастыря принадлежал также св. Кукша. Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша был распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонил к крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с 30 своими товарищами истязаниям от крымских евреев, предсказал им гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство соседних финских племен.
Велико значение в сфере внутренней жизни русской церкви просветительская деятельность монастыря. Уже при преподобном Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный игумен. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем.
Монастырское просвещение не ограничивалось стенами монастыря, но проникало из него в народную массу. Среди духовных писателей до-монгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный Феодосий и Кирилл Туровский, иноки монастыря. Первый оставил после себя несколько поучений к братии, в которых он, налагая обязанности иноков, обличает некоторые недостатки в их жизни. К народу он написал "О казнях Божиих" и "Против пьянства". Также ему принадлежат два послания к великому князю Изяславу: "О посте в среду и пяток" и "О варяжской вере". В последнем Феодосий, указывая на догматические и обрядовые особенности православных и латинян, запрещает православным сношения с латинянами. Кирилл Туровский был одним из самых блестящих проповедников своего времени, за что и получил у современников название Златоуста.
Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной русской летописи "Повести временных лет", в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился св. Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников.
В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII столетии. У южной стены главного иконостаса покоились в кованной серебряной гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи св. Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери - главная святыня Лавры. В приделе во имя св. Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же в Великой церкви были погребены многие выдающиеся деятели: киевские митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, Тобольский митрополит Павел Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гизель, Роман Копа и Лука Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В. Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находились гробницы католикоса имеретинского и абхазского Максима и княгини Наталии Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии.
На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперстные кресты, митры, палицы и облачения.
У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому.
Над Лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня 46 саженей высотой, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году.
Киево-Печерская Лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость", свой свечной завод и бесплатную трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.
К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Начавшаяся эпоха музейного строительства была проникнута противоречивыми процессами. С оджной стороны, власти декларировали неустанную заботу государства об охране памятников истории икультуры, всячески при этом принижая духовное наследие исторического прошлого и искажая его истинное гуманитарное значение. С другой стороны, Заповедник стал научным и культурно-просветительским центром республики.
Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврический Антоний (князь Давид Абашидзе), постриженец Киево-Печерской Лавры. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе культовое наследие нашего народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы.
3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины - Успенский собор.
В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней Лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его насельники изгнаны.
В 60-70 гг. в Заповеднике проводились восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали предпещерную галерею, а в 1975 году галерею от Ближних к Дальним пещерам. В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на Берестове, а в течение последующих двух лет - Ковнировской колокольни, Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов Трапезной церкви и палаты и др.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской общине передана территория Ближних пещер.

Источник: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_818
Категория: Киево-Печерская лавра | Добавил: Pretender (23.06.2007)
Просмотров: 7746 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.0/4 |

Всего комментариев: 5
5 Дмитрий  
0
Я студент Алматинской Духовной семинарии. И готовлю курсовую как раз по теме Киево-Печерской лавры. хорошо, что я прочел отзывы об этом материале. лучше прочесть "очерки по истории РЦ" Карташева

4 aniram-vovk  
0
Спасибо автору за интересный материал.

3 Апологет  
-1
"Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на береге Днепра старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита Всероссийского" - автор або взагалі не знає історії ні Православної Церкви на Україні ні Києво-Печерської Лаври, або ж його знання скалічені неправильними джерелами, з яких він їх почерпнув. Митрополит Іларіон не був митрополитов "всероссийским", а був митрополитом Київським. Тоді ще навіть приставки "и всея Руси" не було, але якби вона й була, то все-одно він був митрополитом "всерусским"!!!!!!!!!!!!!! Великий мінус.

2 Daron  
1
Автору*

1 Daron  
1
Авторе спс большое

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Статистика









Copyright Pretender © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz