Около 800 лет тому назад на месте, где сегодня красуется Успенская
Киево-Печерская Лавра, находились дремучие леса. Недалеко отсюда
располагалось село Берестово, летнее местопребывание киевских князей. В
сельской церкви во имя апп. Петра и Павла служил старец Иларион.
Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на береге Днепра
старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден
оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита
Всероссийского. Выбранное старцем место понравилось прибывшему сюда с
Афона иноку Антонию. К святому отшельнику отовсюду стали стекаться
люди. Так в подземных пещерах в 1051 году образовался монастырь. Сам
преподобный Антоний удалился на соседний холм, где теперь находятся
ближние пещеры, а над братией поставил игуменом Варлаама. Варлаам
устроил под пещерами церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и
церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой , более
обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий,
поставленный игуменом после Варлаама, на средства дарованные монастырю
Симоном, прибывшим в Киев из Германии в 1027 году. Исполняя обет,
данный в час битвы с половцами, Симон подарил обители богатое имение,
пожертвовал золотой пояс и венец, снятые им с изображения Распятого
Иисуса, некогда сооруженного его отцом и чтимого на его далекой родине.
Другим событием, содействовавшим осуществлению намерений преподобных
Антония и Феодосия, стало прибытие из Царьграда четырех искусных
греческих зодчих, видевших, по преданию, изображение самой церкви на
облаке и, кроме того, получивших от Божией Матери храмовую икону
Успения Пресвятой Богородицы и святые мощи семи мучеников.
Храм заложен в 1073 году епископом юрьевским Михаилом при участии
великого князя Святослава Ярославовича. Строительство храма закончено в
1089 году. В этом же году церковь освящена митрополитом Иоанном.
В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение
половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в
1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более
того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с
церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича. В 1151 году
монастырь был разграблен торками, а в 1169 году при взятии Киева
полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию
самого князя зажжен его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом
опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская
обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры
произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей
южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть
иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых
разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в
полуразрушенный храм и справлять божественную литургию на останках
престола некогда великолепной Великой церкви. Хотя бедствия от
нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три
века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель
вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства.
Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя,
духовная мощь, благодаря которой Лавра могла стать оплотом против
опасного врага - унии. Попытка униатов овладеть монастырем кончилась
безуспешно в 1598 году при архимандрите Никифоре. Ян Кошиц, которому
королевской грамотой было поручено захватить обитель, нашел
монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот
вооруженных казаков, гайдуков и монастырских крестьян.
Более счастливые времена для обители начались с присоединением
Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив
древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому,
монастырь вскоре восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.
С первых же дней своего существования Лавра оказывала весьма сильное
влияние на все стороны российской жизни. В отношении внешней стороны
церковной жизни значение монастыря состояло в распространении его
иноками православной веры как между русскими, так и инородцами.
Известен своею миссионерской деятельностью преподобный Феодосий, немало
потрудившийся для обращения киевских евреев в христианскую веру, а
также подвижники Печерского монастыря Леонтий, Исайя и Аврамий.
Леонтий, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в
духе христианства. Свои подвиги он закончил мученической кончиной.
Исайя, преемник Леонтия на ростовской кафедре, стал продолжателем его
дела, ходил по селам и городам ростовской и суздальской земли,
истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство.
Благодаря ему, был сокрушен идол Волос, пользовавшийся большим почетом
у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского монастыря принадлежал
также св. Кукша. Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша был
распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них
мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонил к
крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с
30 своими товарищами истязаниям от крымских евреев, предсказал им
гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев
креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь
св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство
соседних финских племен.
Велико значение в сфере внутренней жизни русской церкви
просветительская деятельность монастыря. Уже при преподобном Феодосии в
обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял
сам преподобный игумен. Они собирали книги, читали их, переписывали и
переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко
прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он
ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью
воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем.
Монастырское просвещение не ограничивалось стенами монастыря, но
проникало из него в народную массу. Среди духовных писателей
до-монгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный
Феодосий и Кирилл Туровский, иноки монастыря. Первый оставил после себя
несколько поучений к братии, в которых он, налагая обязанности иноков,
обличает некоторые недостатки в их жизни. К народу он написал "О казнях
Божиих" и "Против пьянства". Также ему принадлежат два послания к
великому князю Изяславу: "О посте в среду и пяток" и "О варяжской
вере". В последнем Феодосий, указывая на догматические и обрядовые
особенности православных и латинян, запрещает православным сношения с
латинянами. Кирилл Туровский был одним из самых блестящих проповедников
своего времени, за что и получил у современников название Златоуста.
Известны и представители исторической письменности. Первое место среди
них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса
и Глеба и известной русской летописи "Повести временных лет", в которой
повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился
св. Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года,
рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники
исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему
мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу
владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников.
В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми
воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения
Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII столетии. У
южной стены главного иконостаса покоились в кованной серебряной
гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи преподобного
Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи св. Михаила,
киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой
церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери -
главная святыня Лавры. В приделе во имя св. Иоанна Богослова у северной
стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же
в Великой церкви были погребены многие выдающиеся деятели: киевские
митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, Тобольский митрополит Павел
Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гизель, Роман Копа и Лука
Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В.
Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находились гробницы
католикоса имеретинского и абхазского Максима и княгини Наталии
Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии.
На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты,
рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия,
напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии,
наперстные кресты, митры, палицы и облачения.
У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра,
казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому.
Над Лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня 46 саженей высотой, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году.
Киево-Печерская Лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года
печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую,
книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для
богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери
"Всех скорбящих Радость", свой свечной завод и бесплатную трапезную для
бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной
Орловой-Чесменской.
К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Начавшаяся эпоха
музейного строительства была проникнута противоречивыми процессами. С
оджной стороны, власти декларировали неустанную заботу государства об
охране памятников истории икультуры, всячески при этом принижая
духовное наследие исторического прошлого и искажая его истинное
гуманитарное значение. С другой стороны, Заповедник стал научным и
культурно-просветительским центром республики.
Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942
году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней
территории Киево-Печерского заповедника. Инициатором его возрождения
стал бывший архиепископ Херсонский и Таврический Антоний (князь Давид
Абашидзе), постриженец Киево-Печерской Лавры. Заигрывая с церковью,
оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей:
разграбить и уничтожить культурное, в том числе культовое наследие
нашего народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности
уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских
митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы.
3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины - Успенский собор.
В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней
Лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его
насельники изгнаны.
В 60-70 гг. в Заповеднике проводились восстановительные и
ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили
работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали
предпещерную галерею, а в 1975 году галерею от Ближних к Дальним
пещерам. В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой
Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на
Берестове, а в течение последующих двух лет - Ковнировской колокольни,
Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов
Трапезной церкви и палаты и др.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и
согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской
общине передана территория Ближних пещер.
Я студент Алматинской Духовной семинарии. И готовлю курсовую как раз по теме Киево-Печерской лавры. хорошо, что я прочел отзывы об этом материале. лучше прочесть "очерки по истории РЦ" Карташева
"Склонный к уединенной молитве, на одном из холмов на береге Днепра старец выкопал пещеру, но по воле Ярослава Мудрого был вынужден оставить место своих подвигов и занял кафедру митрополита Всероссийского" - автор або взагалі не знає історії ні Православної Церкви на Україні ні Києво-Печерської Лаври, або ж його знання скалічені неправильними джерелами, з яких він їх почерпнув. Митрополит Іларіон не був митрополитов "всероссийским", а був митрополитом Київським. Тоді ще навіть приставки "и всея Руси" не було, але якби вона й була, то все-одно він був митрополитом "всерусским"!!!!!!!!!!!!!! Великий мінус.