Четверг, 25.04.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость RSS
Киево-Печерская лавра
ГлавнаяКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Ближние пещеры
Дальние пещеры
Друзья сайта
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Главная » Статьи » Святые Киево-Печерской лавры » Дальние пещеры

Владимир (Богоявленский), свщмч.
Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи.Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю.Детство; образованиеРодился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915).ПреподавательС 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.Священник и монахОставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886).С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.Первое десятилетие архиерейства13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом А. Ф. Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии. С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. Его соработник в тот период священник Иоанн Восторгов позднее вспоминал, что экзарх был объектом постоянных клеветнических донесений в Петербург со стороны местного грузинского духовенства; Восторгов также свидетельствовал, что в июне 1895 года, в день, когда в синодальной конторе в Тифлисе бывший священник Колмахелидзе убил архимандрита Николая Симонова, экзарх также стал объектом предотвращённого покушения, со стороны псаломщика, пойманного в кустах у дома экзарха с кинжалом.Митрополит21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. Прибыл в Москву 27 марта того же года; был торжественно встречен на Николаевском вокзале духовенством, народом и генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. На следующий день торжественно вступил на кафедру московских святителей в Успенском соборе Кремля.В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. В здании построенного при нём Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом. Поддерживал церковную и благотворительную деятельность великой княгини Елизаветы Феодоровны (канонизирована в 1992).23 ноября 1912 назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. По назначении в Петербург, 3 декабря того же года прибыл в Москву для прощания с московской паствой (находился в Москве вплоть до 10 декабря), в ходе которого имел место ряд посещений и приёмов.Высочайшим рескриптом от 21 февраля 1913 года (празднование 300-летия Царствования Дома Романовых) ему был пожалован крест для предношения в священнослужении.В январе 1915 года пресса сообщала, что в ходе прений в Синоде по иску о расторжении брака одной особы по причине заболевания сифилисом её супругом стал на сторону тех, кто высказывались против дачи развода, указывая, среди прочего, сто «сифилис, к прискорбию, сильно распространён в народе, и не следует создавать лишний прецедент для исков о разводе».Выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры.С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода.Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, так оценивал его деятельность как первенствующего члена Святейшего Синода: «Благочестивый и скромный, добрый, простой, честный и прямой — он однако совсем не подходил для своего поста. Ему не доставало нужного ума и широты взгляда, быстрой сообразительности и необходимой деловитости. Для какой-либо провинциальной кафедры он оказался бы весьма достойным архипастырем, но в вожди Русской Церкви, да ещё в столь бурное время, он совершенно не годился: для этого ему не хватало и авторитета, и кругозора, и такта, и даже ловкости. <…> В царской семье, как и в высших кругах, он не пользовался почётом; не сумел он стяжать и любви народной. Руководить синодальной работой он не мог: заседания Синода под его председательством проходили запутанно и нудно. Нужен был совсем иной кормчий для Церкви и Синода.»По воспоминаниям князя Н. Д. Жевахова, бывшего тогда товарищем Обер-прокурора Святейшего синода Н. П. Раева, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего Синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью парализован смутой, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре.15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, Почётным Председателем которого он был избран (Председателем Собора был избран Московской митрополит Тихон (Беллавин).Выступал против автокефалистских настроений среди части киевского украинского духовенства, образовавшего осенью 1917 года, при поддержке министра исповеданий Центральной Рады Миколы Бессонова (бывший епископ Никон), «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына), бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту.28 декабря 1917 года, по благословению Патриарха Тихона, в Киеве открылся Всеукраинский Церковный Собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под председательством митрополита Владимира. Патриарха Тихона на Соборе представлял митрополит Платон (Рождественский). 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского Собора; митрополит Владимир был избран председателем Комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года.ГибельБыл убит сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады.Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Ранее монахами Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми жившим в Лавре архиепископом Алексием (Дородницыным), был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.Почитание и прославлениеВсероссийский Поместный собор, на своей второй сессии, «Определением Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» от 5 (18) апреля 1918 года, в частности, установил совершать поминовение «в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».Место кончины митрополита стало посещаться богомольцами. Вскоре появился деревянный крест.Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников; а также установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».Летом 1992 мощи священномученика Владимира были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Источник: http://lib.cerkov.ru/authors/355
Категория: Дальние пещеры | Добавил: Pretender (18.04.2012)
Просмотров: 793 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Статистика









Copyright Pretender © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz