В княжение на Руси Святополка Изяславовича, известного своей
жестокостью и несправедливостью, много бед и страданий терпели
киевляне. Страдания эти усиливались еще от постоянных набегов на
Киевскую область половцев и других соседних народов. Постоянные войны
с соседними народами, а также междоусобные грабежи и беспорядки внутри
государства были причиной обеднения и частых голодовок в русском
народе.
В это тяжелое и печальное время из г. Смоленска пришел в
Печерский монастырь некий муж, именем Прохор, и обратился к игумену
Иоанну (1089—1103) с просьбой постричь его в иноки и принять в число
братии. Игумен исполнил его просьбу, и Прохор, приняв иноческий сан, с
особенным усердием стал подвизаться. Особенностью его подвижнической
жизни было то, что он лишил себя обычного хлеба, а собирал траву
лебеду и, растирая ее своими руками, делал себе хлеб и им питался. В
летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и так делал
ежегодно, так что всю жизнь не нуждался в обычном хлебе, а питался
хлебом из лебеды и потому прозван Лебедник. Кроме этого хлеба, он
иногда только вкушал еще просфору в церкви, дома же лебеда была
единственной его пищей, даже зелени и овощей он не употреблял, а вода —
единственным питьем.
Бог, видя терпение святого Прохора, претворил для него обычную
горечь лебеды в обычную сладость, и хлеб, приготовляемый подвижником,
доставлял ему приятное питание. Радовался подвижник и в радости с
благодарностью работал Богу. Не страшны были подвижнику и набеги
неприятеля, потому что жил он, как птица, ничего не имея. Своей жизнью
преподобный исполнял слова Спасителя: Взгляните на птиц небесных: они
ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает
их (Мф. 6, 26), и он, как птица, легко и с удобством переходил туда,
где росла лебеда, и оттуда переносил ее в монастырь на плечах. И таким
образом он питался несеянной пищей с непаханной земли, как птица.
Во дни этих подвигов преподобного случился на Руси страшный
голод, многим угрожала голодная смерть. Господь, желая прославить
Своего подвижника и спасти людей от голодной смерти, умножил в это
время произрастание лебеды, как никогда прежде, и блаженный Прохор с
особенным усердием собирал траву в большом количестве и, приготовляя из
нее хлеб, раздавал голодным неимущим. Некоторые сами хотели подражать
преподобному, приготовлять из лебеды хлеб, но не могли есть от горечи.
И тогда все нуждающиеся обращались за хлебом к святому Прохору, он
никому не отказывал. Хлеб, приготовленный им из лебеды, казался всем
вкушающим его сладким и приятным на вкус, лучше печеного из пшеницы.
Но замечательно то, что только хлеб, данный святым Прохором и с его
благословения, был годный для пищи и даже чистый и светлый на вид, а
если кто сам его приготовлял или брал без ведома и благословения
преподобного, то хлеб становился черен, как земля, и горек, как полынь.
Один из братии задумал брать у преподобного хлеб тайно, но каждый раз
хлеб этот оказывался негодным для пищи. Инок стыдился открыть Прохору
свой грех, но голод и угрожающая ему голодная смерть заставили
рассказать об этом игумену Иоанну. Игумен, не поверив рассказу,
приказал другому брату тайно взять у преподобного хлеб, но принесенный
им хлеб действительно оказался негодным от чрезвычайной горечи. Держа
этот хлеб в своих руках, игумен послал к св. Прохору попросить хлеба от
его благословения и при этом поручил посланному «при уходе от
преподобного захватить тайно и другой хлеб». Когда эти хлебы были
принесены, то первый, взятый из рук Прохора, был чистый и сладкий, а
второй, взятый тайно, был черен, как земля, горек, как полынь. После
этого слава чуда преподобного распространилась повсюду, и прославил
народ Господа, давшего Свою милость и помощь голодным через
преподобного.
Во время междоусобной борьбы Святополка с князьями владимирским
и перемышльским, вследствие государственных смут и неурядиц, беззакония
и грабежей, не могли проезжать в Киев купцы, не стало соли в Русском
государстве — великая скорбь объяла народ.
Блаженный Прохор, видя эту скудость, собрал со всех келлий
множество пепла и, принесши его в свою келлию, после усердной молитвы и
благословения стал раздавать его нуждающимся в соли, и пепел стал
чистой солью. При этом, чем больше он его раздавал, тем больше его
умножалось, так что было этой соли в достатке не только для иноков, но
и для мирских людей. Всех нуждающихся в соли преподобный снабжал и за
это не брал никакой платы, и пошел народ за солью в монастырь, а базар
опустел.
Купцы, намеревавшиеся воспользоваться недостатком соли для
своего обогащения и продававшие соль по весьма высокой цене,
озлобились на преподобного, так как народ, получая от него даром,
перестал покупать у купцов даже и за дешевую цену. Собравшись вместе,
торговцы солью пришли к князю Святополку с такой жалобой: «Прохор,
черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех
неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не
можем сбыть своей соли и через него разорились». Князь, выслушав их,
задумал достигнуть сразу двух целей — прекратить жалобы купцов и себе
нажить большие деньги. Он, по совету со своими приближенными, назначил
определенную, весьма высокую цену на соль, приказал отнять соль у
блаженного Прохора и продавать ее на княжеском дворе. Причем купцам
сказал князь: «Ради вас пограблю монаха». О своей же наживе скрыл от
всех. После этого посланные от князя люди, приехав в монастырь, забрали
всю соль у преподобного. Когда соль была привезена во двор княжеский,
то все увидели, что это — пепел. Князь приказал некоторым попробовать,
и во рту оказался пепел. Все много удивлялись такой перемене и
недоумевали. Но чтобы вернее убедиться, князь приказал привезенное
хранить до трех дней, но и после этого, убедившись, что это пепел,
приказал высыпать его за воротами своего дворца. Между тем к блаженному
Прохору по-прежнему шел народ, чтобы получить соль, но узнав о его
разграблении, возвращался с пустыми руками, проклиная того, кто это
сделал. Прохор, утешая народ, говорил: «Когда соль будет высыпана от
князя, тогда пойдите собирать ее себе».
И действительно, пепел, выброшенный за ворота княжеского двора,
снова стал солью, и народ с радостью собирал ее себе. Узнав об этом,
князь пришел в ужас и стал расспрашивать подробнее о блаженном Прохоре.
Узнав о подвижнической жизни Прохора и о его чудесах не только с
солью, но и с хлебом из лебеды, Святополк устыдился своего дела, пошел
в Печерский монастырь и примирился с игуменом Иоанном, к которому
прежде питал вражду за обличение в ненасытной алчности и обидах
народу. После этих чудес Святополк раскаялся, молитвенно просил
прощения у Матери Божией и преподобных Антония и Феодосия, а
блаженного Прохора стал чтить и уважать как истинного и великого
угодника Божия и однажды дал обещание Прохору не делать насилия и обид
никому впредь, а самому Прохору сказал: «Если я, по воле Божией, прежде
тебя отойду от этого мира, ты своими руками положи меня во гроб, чтобы
показать надо мною твое незлобие. Если же ты преставишься прежде меня,
я своими руками внесу тебя в пещеру, чтобы за то Господь подал мне
прощение тяжкого моего греха пред тобою».
После этого разговора Прохор прожил еще много лет в непорочном
житии и суровых подвигах и потом разболелся. А князь Святополк в то
время находился в походе на половцев. Тогда блаженный послал ему
сказать: «Приблизился уже час исхода моего из тела. Если хочешь
исполнить свое обещание и получить от Бога прощение грехов, приди,
чтобы получить разрешение, и своими руками положи меня во гроб. Ожидаю
твоего прихода. Если же ты замедлишь и я отойду без тебя, то не моя
будет вина и поход окончится не так, как если бы ты пришел ко мне».
Получив эту весть, Святополк немедленно оставил войско и поспешил к
блаженному Прохору. В своей предсмертной беседе с князем блаженный
много поучал его о милостыни к ближним, о загробной жизни, о будущем
суде, о вечных муках грешников, преподал ему прощение и благословение
и, простившись с ним и его свитой, воздел руки к небу и предал свой дух
в руки Божии.
Князь с иноками, взяв тело преподобного, отнес его в пещеру и
своими руками положил его во гроб. Затем снова возвратился к войску и,
продолжая поход, одержал полную победу над врагами, покорил себе
Половецкие области и много пленных привел в свою землю. Это и была
победа, дарованная Богом Русской земле по предсказанию и молитве
преподобного Прохора. С тех пор князь Савятополк, отправляясь в поход
или на охоту, всякий раз предварительно заходил в Печерский монастырь
за благословением и с особым усердием молился перед образом и у гробов
преподобных Антония, Феодосия и Прохора. С этого времени вполне
благополучно и счастливо проходило княжение Святополка, получившее
после многих кар благословение Божие по молитвам преподобного Прохора,
и сам князь Святополк открыто исповедовал чудеса и знамения этого
великого угодника Божия.
О силе молитвы праведников Сам Бог говорил друзьям праведного
Иова: «Пусть Иов, раб Мой, помолится за вас, и Я ходатайство его приму,
чтобы не поступить с вами худо» (Иов. 42, 8). Св. угодник Божий Прохор
и по кончине своей непрестанно ходатайствует за православный русский
народ пред Престолом Божиим. Будем молиться, чтобы заступничеством
сего угодника Божия и прочих святых Господь хранил русский народ,
избавляя его от голода и разных бедствий и лишений и помогая ему во
бранях с неверными врагами Православной Церкви.
Память преподобного Прохора отмечается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.
Источник: http://www.saints.ru/p/Prohor.html |