Понедельник, 25.06.2018, 11:38
Приветствую Вас Гость RSS
Киево-Печерская лавра
ГлавнаяКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Киево-Печерская лавра
Ближние пещеры
Дальние пещеры
Церкви в составе лавры
Музеи Киево-Печерской Лавры
На территории лавры
Святые Киево-Печерской лавры
Друзья сайта
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Главная » Статьи » Киево-Печерская лавра

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Киево-Печерская Лавра, в Киеве, на правом берегу реки Днепра. Она разделяется на четыре части: Великая лаврская церковь или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан преподобным Антонием и Феодосием Печерскими ( см. 3 мая и 10 июля). Название свое он получил, как говорит преподобный Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения святой горы», совершая свое великое и святое на Руси дело (см. 10 июля). Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой святой обители. В 1096 году монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 году разорен и сожжен татарами; в конце XVI века им пытались овладеть униаты под предводительством Яна Кошица, но безуспешно. При гетмане Мазепе монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 году большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери (см. о ней ниже). Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 года по 1688 год Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 года именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандриею; в 1786 году утвержден в степени лавры. В настоящее время Киевская лавра представляет собой древнейшую и вместе с тем богатейшую по своей святыне обитель во всей Русской земле; сюда вот уже целые столетия стекаются на поклонение набожные люди не только со всех концов обширной России, но и из других славянских земель; глаз посетителя здесь поражается разнообразием состояний, одежд и лиц молящихся, а слух чуждыми друг другу наречиями. Эта обитель составляет предмет любопытства и благоговейного удивления всех иностранцев, ее посещающих. В Киево-Печерской лавре ныне 20 церквей. Великая Лаврская церковь или собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собою величественное каменное здание, имеющее в длину 63 аршина, в ширину 61 аршин и в высоту 66 аршин. Снаружи со всех сторон храм украшен священными изображениями и лепной орнаментикой. Семь позолоченных куполов завершают это почти квадратное двухэтажное здание. Внутри храм имеет крестообразный вид. В нем шесть престолов, из них главный — престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главный престол, как и все престолы древних лаврских церквей, сложен из кирпича и обложен серебряными вызолоченными досками с Рельефными священными изображениями. Жертвенник главного алтаря, по древнему обычаю, занимает отдельный придел с левой стороны алтаря и помещен посредине. На нем стоит большой крест из чистого золота с славянскими надписями, в которых значится, что в кресте находится часть животворящего древа, часть столба и земли, обагренного кровью Христовой, и вервь, которую Иисус Христос был привязан во время бичевания. На жертвеннике алтаря святого архидиакона Стефана замечательна икона Спасителя в младенческом возрасте, которую писал безрукий художник, держа кисть во рту. Иконостас главного алтаря из резной по дереву вызолоченной стены. Иконы в нем богато украшены и дивно изображены. Здесь над царскими воротами находится первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 году из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители (см. 3 мая). С того времени святая икона и пребывает в Лаврской церкви. Она написана на кипарисной доске; в ширину имеет 9 вершков, а в длину 6 с половиною вершков; от пожаров, происходивших внутри церкви, рисунок почти изгладился и доска почернела. На иконе изображена Божия Матерь, почившая на одре, пред коим стоит Евангелие, покрывающее отверстие во внутренность иконы, где заключались мощи семи святых мучеников, положенные строителями Печерской церкви в ее основание. При голове и ногах Богоматери — ,по пяти апостолов, из коих Петр — при голове Ее с кадильницей, а Павел впереди прочих — припадающих к ногам Ее. Посредине иконы, за ложем, стоит Спаситель, держащий в пеленах, в образе младенца, душу Богоматери, а с обеих сторон Его — парящие два крылатые ангела, держащие в руках убрусы. Образ этот, кроме лица и рук, покрыт весь ризою из чистого золота и украшен множеством бриллиантов и других драгоценных камней. Он вставлен в серебряный круг, имеющий в поперечнике 15 вершков и испещренный звездами. На этом несколько выпуклом круге или щите чеканною работаю изображены два ангела, поддерживающие икону, а над нею Бог Отец, ниже Коего в облаках Дух Святой, в виде голубя. Щит этот также украшен драгоценными камнями, а по краям обложен сплошь чеканными главами крылатых херувимов. После утрени до литургии и по окончании последней (на время первого молебна) чудотворная икона вместе с серебряным кругом спускается вниз для целования; а также и в каждую среду, исключая праздников, перед спущенной иконой, до литургии, соборне отправляется акафист Успению Божией Матери. В несчастные годы и во дни губительной болезни икона эта обносится вокруг монастыря. Празднование ей совершается 3 мая и 15 августа. С 1812 года перед этой святой иконой, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горит неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра свящ.-архим. Лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 года внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI века. В этом же храме находятся: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у святого князя Игоря Ольговича, перед которой он молился перед своей мученической кончиною в 1147 году (см. 5 июня) и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови святого Иоанна Крестителя и апостола Фомы, частью мира из гроба святого великомученика Дмитрия Солунского и частицами мощей святых пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей святых печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей святого архидиакона Стефана; мощи преподобного Феодосия Печерского под спудом (см. 14 августа) над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем и предстоящими двумя ангелами и преподобными Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая); мощи святого Михаила, первого митрополита Киевского (см. 30 сентября), и глава святого равноапостольного князя Владимира, положенная здесь митрополитом Петром Могилою в 1635 году; нетленное тело Тобольского митрополита Павла (Канюскевича), гробница князя К.И.Острожского. Кроме того, в Лавре находятся гробницы: Кирилла (Куницкого), епископа Чигиринского, митрополита Петра Могилы, В.Л.Кочубея и И.Искры, а равно других князей, гетманов и знатных южно-русских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 года в Киеве председатель Совета министров П.А.Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса вместе с крестом вышиною в 46 сажень, построена в 1731 — 1745 годах; обновлена в 1825 году; 10 ее колоколов имеют свои особые названия: орел, зосимин, полиелейный, благовест, балык, успенский, ранний, буденный, скликун и часовой; самый большой из них в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находится келья священно-архимандрита Лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещенья Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя сявтого Флавиана, патриарха Цареградского, слева — святого Митрофана, епископа Воронежского), а в нижнем — святого Михаила, первого митрополита Киевского. Далее, к востоку, находится братская трапезная и при ней церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Влево от святых ворот Лавры находится Больничный Троицкий монастырь, основанный преподобным Николаю Святошей (см. 14 октября); здесь больница с аптекой, устроенная в 1842 году. Вблизи Лавры находится целый ряд, неизвестно когда ископанных пещер, каковы: варяжская, кирилловская, китаевская, межигорская, пироговская, трехсвятительская и ивновская. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остаются в безизвестности. Славны же только пещеры святых угодников Киевских. Пещеры эти находятся на крутом берегу Днепра и разделяются на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимеся перед иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвещена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая или обыкновенная степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигом самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленных для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при преподобном Антонии, усилилось в XII веке. Сами пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. Лет 400 тому назад началось уже свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохраняются в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплится лампада; над гробницею или нишей табличка с именем святого. Ближние пещеры находятся на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 году крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стоит обширная и благолепная каменная церковь, во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, перед которою в пятницу вечером читается акафист Божией Матери, и 3) надгробия погребенных здесь митрополитов Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекаются иногда меньшими поперечными и идут извилисто. Обозрение их начинается с востока, направляется к северо-западу, поворачивает к юго-западу и возвращается снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают святые мощи угодников Божиих (см. 28 сентября) и устроены церкви: преподобного Антония, основателя пещер, преподобного Варлаама, первого игумена (см. 19 ноября), и Введенская. Церковь преподобного Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами преподобного Феодосия находятся две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1696 году (вместо деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенная преподобным Варлаамом), вторая, небольшая — во имя зачатия святой Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном Лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают (см. 28 августа) святые мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобного Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви преподобного Феодосия находится в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазываются приходящие на поклонение святым мощам. В Христорождественнской церкви находится в особой раке часть мощей святого младенца, Христа ради убиенного от Ирода (см. 29 декабря), данная в Лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620 году. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге находятся два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан преподобным Антонием, а другой — преподбным Феодосием. Благочестивые поклонники берут из этих колодцев воду и в маленьких пузырьках приносят ее домой, как целебную от разных болезней. Богослужение в Лавре имеет некоторые особенности. Звону к службам, по пустынному обычаю, предшествует ударение в било. В Господские праздники церковные службы совершаются священнослужителями в парчевых золотых облачениях; и в прочие праздники, соответственно празднуемым событиям, облачения употребляются различных цветов: в Богородичные праздники — белого, в апостольские — желтого, в святительские — голубого, в дни мучеников — красного, в дни преподобных — зеленого. Во всю Четыредесятницу до четверга Страстной, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы, а также всех суббот и воскресений, ежедневно совершается Преждеосвященская литургия; в Светлую седмицу на литургии, во время великого входа, впереди святых Даров несут из алтаря плащаницу, которую и полагают потом на престол. В чине священнодействия и пения также сохраняются древние отличия, которые император Александр I, будучи в Киеве в 1816 году и слушая в Лавре литургию, совершаемую митрополитом, с обрядом и пением по чину лаврскому, изволил утвердить быть на веки без всякой перемены. Величественные отменные напевы Лавры известны и в печатных обиходах под именем киевопечерских распевов — протяжных, хватающих за душу и поселяющих особенное молитвенное настроение. Ежегодно 14 августа, под храмовый праздник Успения, в Великой церкви, совершается настоятелем Лавры всенощное бдение с особыми обрядами. Перед величанием поется среди церкви, всем собором, погребальная Богоматери, т.е. кафизма Великой субботы, с произнесением после каждой статьи малой ектений, по чину Великой же субботы; при чем перед этим пением спускается сверху вниз находящаяся в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы и стоит в царских воротах. Самое же «пение надгробное» совершается следующим образом: «поставлену убо аналогию среди церкви, и на нем положенней иконе Успения Пресвятой Богородицы, настоятель с иереем и диаконы, облекшеся во священныя одежды, исходят царскими враты со свещами; и ставше по чину, настоятель кадит окрест икону на аналогии, таже и прочая, и всю церковь. Певцы же поют припев, на глас: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево, преблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего». И поем кафизму: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. Бывает же и каждение по коейждо статии: по чину от всех иереев. Также второй лик начинает припев: «Достойно есть блажити Тя, богородице, честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим». Таже:«Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. На 3-й статьи, припев:»Роди вси песньми Богородицу едину блажим». Таже: «Призри ни мя и помилуй мя, по суду любящих им Твое»; «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды. И целовавшие священицы и диакони икону предлежащую, входят во алтарь, Посем: «Хвалите имя Господне», и величание по Уставу» (Акафист Успению Пресвятой Богородицы, издан в Киеве, в 1861 году). В день Успения 15 августа, после водоосвящения, начинаемого в 6 утра, торжественно совершается крестный ход вокруг Лавры, от северных ее ворот, мимо святых ворот и до пещерных, с чтением перед всеми этими воротами акафиста, совершением литий и окроплением святой водою стен обители и богомольцев. По окончании литургии, по заповеданию преподобных основателей Лавры, поставляется среди двора трапеза для всех желающих вкусить от оной, которую благословляет и отведывает и сам настоятель Лавры, Киевский митрополит. Число присутствующих за трапезою простирается до 5000. В Лаврской ризнице множество святых предметов, замечательных или по своей древности и высокой стоимости, или по именам жертвователей, а именно: евангелий, крестов, дарохранительниц, чаш, панагий, митр, саккосов, облачений, воздухов, кадил, наперсных крестов, палиц и другого рода особых редкостей. Среди них есть два евангелия рукописных 1538 и 1541 годов, евангелие 1689 года весом в 2 пуда 2 фунта 71 золотник и евангелие 1808 года богато украшенное алмазами, бриллиантами, рубинами, сапфирами и аметистами. При Лавре находится типография (существующая с XVII века), склад ее изданий, иконописная мастерская, книжная и иконная лавка. В Лаврской типографии печатаются преимущественно церковно-богослужебные книги (приобретаемые значительно частью монастырей и храмов нашего отечества и даже православного славянского мира), а также книги Священного Писания, церковно-историческая, нравоучительная и отчасти учебные пособия. Благодаря неусыпным и самоотверженным трудам заведывающего в настоящее время типографией глубоко просвещенного архимандрита отца Филадельфа (Пшенишникова), Лаврские издания, по красоте и отчетливости шрифтов, особенной внимательности к корректурной правильности набора, тщательности и изяществу отделки и качеству бумаги, не только равняются изданиям наших лучших типографий, но и превосходят их. Не малую часть своих изданий Лавра безвозмездно жертвует бедным церквам в России и даже в Греции, Болгарии, Сербии, Австрии, на Афоне и в Америке. При Лавре имеются: фотография, школа живописи, двухклассная церковно-приходская школа на Зверинце, странноприимница с больницей на 80 кроватей разного рода мастерские. Киево-Печерская лавра была первым истинно-русским народным монастырем в России. Не оценимая ее заслуга и по сумме того духовного блага, какое было принесено русскому народу ее первоначальниками, бывшими первыми ратаями на великом русском поле, первыми неустанными работниками на поприще духовного образования и воспитания русского народа. Лучезарным сиянием их высоких нравственных подвигов, явленных перед лицом русского народа, было оказано могучее содействие христианскому солнцу, взошедшему над русскою землей при святом равноап. князе Владимире, для рассеяния того тумана, той тьмы, которая окружала тогда русскую землю, освещенную пока на одних только киевских вершинах. И в последующий период своего существования Киево-Печерская лавра была единственным средоточием христианско-просветительской деятельности среди русского народа, центром всей русской христианской образованности. Этим своим великим служением она дала вновь возникавшим монастырям готовый образец, и ее заслуги и слава, освещая позднейшим русским инокам путь к достижению высокой цели их призвания, возбуждали и усиливали их энергию, служили для них неисчерпаемым источником пламенного воодушевления в их деятельности, направленной ко благу Церкви и отечества. Благодаря такому своему высокому значению и исключительному положению среди русских иноческих обителей, Киево-Печерская лавра производила глубокое и неотразимое впечатление не только на современников ее происхождения, но и на отдаленных потомков их. И ныне она является славнейшим и любимейшим среди всех русских монашеских обителей местом паломничества для нашего благочестивого русского народа. Сам Киев свое высокое значение «русского Иерусалима» имеет в глазах русского народа преимущественно благодаря именно Киево-Печерской лавре и ее святыням.

Источник: http://www.sobory.ru/article/index.html?object=00330
Категория: Киево-Печерская лавра | Добавил: Pretender (24.06.2007)
Просмотров: 3613 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Статистика









Copyright Pretender © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz