Преподобный Тит, подвизавшийся в Ближних пещерах Киево-Печерского
монастыря и достигший преклонных лет в духовной чистоте и великом
смирении, поведал братии повесть о своей жизни, «о том, как Божий гнев
открывается в ответ на гнев человеческий, а мир Господний, всякий ум
превосходящий, нисходит на человека, мира взыскующего, соблюдая его
душу, сердце, тело и разум». Был у преподобного Тита некогда близкий
друг, инок того же монастыря — диакон Евагрий, с которым его соединяла
великая, истинная любовь, такая, что другие иноки дивились их
единомыслию и согласию. Ненавидящий добро враг рода человеческого,
стремящийся везде и всюду посеять рознь между людьми, по зависти
омрачил эту дружбу и превратил ее в такую вражду, что бывшие друзья не
могли смотреть друг на друга. Когда один кадил в храме, другой избегал
фимиама, а кадивший избегал его при каждении. Так они пребывали в
греховном мраке, дерзая не примиряться даже тогда, когда вместе
совершали литургию и причащались Божественных Даров. Братия старались
примирить их, но бывшие друзья не хотели об этом даже слышать.
Случилось однажды пресвитеру Титу сильно разболеться. Находясь
уже при смерти, он начал горько плакать о своем грехе и послал к
диакону Евагрию, с умилением говоря: «Прости меня, брат, ради Господа,
за то, что я оскорбил тебя гневом моим». Но тот не только не простил, а
даже начал проклинать пресвитера жестокими словами. Между тем братия,
видя Тита уже умирающим, привлекли Евагрия силою проститься с братом.
Увидев его, больной тотчас же приподнялся, пал ниц пред ногами его и
сказал со слезами: «Прости меня, отче, и благослови!» Но Евагрий
оказался столь немилостив и бесчеловечен, что отвратился от брата и
сказал всем предстоящим: «Никогда не примирюсь я с ним, ни в сем веке,
ни в будущем». Едва успел он проговорить это, как тотчас же пал. Братия
хотели поднять его, но, подойдя, увидели, что он бездушен, и не могли
ни рук ему согнуть, ни уст закрыть, ни даже очей свести. Больной же
пресвитер Тит встал с одра своего совсем здоровым, как бы и не болел.
Ужас напал на всех ввиду такой смерти Евагрия и чудесного
исцеления пресвитера Тита. Братия начали спрашивать исцеленного, что бы
это значило. Блаженный Тит отвечал им, рассказав подробно все, открытое
ему.
«Когда я болел, — говорил он, — будучи в гневе, увидел Ангелов,
отступающих от меня и плачущих о погибели моей души; бесов же,
радующихся о гневе моем. Ради сего я и начал молить вас, чтобы вы,
отправившись к брату, попросили прощения для меня. Когда же вы
привели его ко мне и я поклонился ему, он же отвернулся в сторону от
меня, то вдруг я заметил вблизи одного Ангела немилостивого,
державшего пламенное копье, которым он ударил непростившего, после
чего тот и пал мертвым. Мне же тот Ангел подал руку и восставил меня, и
вот я здоров».
Устрашенные братии много плакали об умершем лютой смертью
Евагрии и погребли его; очи и уста он имел открытыми, руки же
распростертыми. Сами же братии стали бдительно остерегаться от гнева,
прощая аще бы кто на кого имел поречение (Кол. 3, 13) и твердо помня,
благодаря случившемуся наказанию, сии слова Господа: яко всяк гневаяйся
на брата своего всуе, повинен есть суду (Мф. 5, 22), а также и
изречение Ефрема: «Если кому случится умереть во вражде, таковый
обрящет неумолимый суд». Особенно же сам блаженный пресвитер Тит, видя,
что за искание мира с братом он обрел мир с Самим Богом благодатью от
смерти телесной и душевной, стал с тех пор даже и в мыслях не иметь
гнева. Он искоренил его и приобрел в замену этого никогда не отпадающую
ко всей братии любовь (Кол. 3, 14), «яже есть союз совершенства, аки
корень мира», любовь от чистого сердца, с благой совестью и верой
нелицемерной; любовь долготерпящую, милосердствующую, незавидящую и все
прочие добродетели содержащую, наипаче же целомудрие, пощение и
моление всегдашнее (1 Кор. 13, 4). Ибо блаженный пресвитер сей
последовал словами Писания: оуцеломудритеся и трезвитеся в молитвах.
Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь
покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 7—8). И так совершил он при своих
пресвитерских жертвах и святой евангельский обет любить Бога и
ближнего.
После многих богоугодных и великих трудов «преподобный Тит
преставися февраля 28 дня». Это было, по всей вероятности, не прежде
1190 года. Нетленное тело его почивает в Ближних пещерах прп. Антония.
Память преподобного Тита празднуется также 28 сентября/11 октября и во
2-ю неделю Великого поста.
Источник: http://www.saints.ru/t/Tit_preswiter.html |