Преподобный Ефрем происходил из боярского рода. Он служил казначеем
и управлял хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава
(Димитрия) Ярославича (1154—1168). Ефрем был близким к великому князю
Изяславу и пользовался особым вниманием при дворе, будучи его любимцем,
но тяготился этой шумной и суетливой жизнью.
К этому времени преподобный Антоний Печерский (+ 1073; память
10/23 июля и 28 сентября/11 октября) уже прославился своими
добродетелями по всей земле Русской. Узнал о святой жизни прп. Антония
и христолюбивый князь Изяслав. Он пришел к нему с дружиной своей,
прося себе благословения и молитв. С этого времени молва о прп. Антонии
стала распространяться еще больше; все его почитали, а многие начали
приходить к нему и для пострижения. Преподобный Ефрем всей душой
полюбил преподобного Антония и пожелал переселиться к нему в пещеру.
В одно время прибыли в Киево-Печерский монастырь прп. Ефрем и блаженный
Варлаам, сын боярина Иоанна; и оба они в 1056 году по усиленной и
настойчивой просьбе были пострижены в иноки, по благословению прп.
Антония, игуменом преподобным Никоном (+ 1088; память 23 марта/5
апреля).
Много скорбей и душевных страданий пришлось перенести
преподобному Антонию из-за пострижения бояр Варлаама и Ефрема от
великого князя. Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы прп.
Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением. Князь повелел взять
блаженного Никона и также
с яростью угрожал отправить его вместе с прп. Антонием и братией в
заточение, а самую пещеру их закопать. Видя такой гнев князя, прп.
Антоний решил оставить пещеру и идти с братией в Черниговское
княжество. Враг всякого добра и ненавистник святых подвижников диавол
задумал было разрушить ненавистное ему пещерное селение праведников,
для чего употребил все силы своего духовного влияния, чтобы озлобить и
разжечь гневом сердце князя против Печерских иноков-подвижников. Но
милостью Божией и заступничеством Всемилостивейшей Царицы и Матери
Божией иноки вскоре возвратились в Печерскую обитель. Великая княгиня
Мария, родом полячка, узнав о том, что прп. Антоний с братией вышли из
монастыря, напомнила мужу о гневе Божием, постигшем ее отца короля
Болеслава, изгнавшего монахов за постриг преподобного Моисея Угрина (+
1043; память 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября). Изяслав
убоялся гнева Божия, внял уговорам супруги и снял опалу с монастыря. И
место это не только не было опустошено и разрушено, как этого желал
враг рода человеческого, но постепенно возвышалось и слава о нем
постепенно росла и распространялась по лицу земному.
Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской
немилости, отправился к тому времени странствовать по святым местам.
Посетив святую гору Афон, он поселился в одном из константинопольских
монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного Феодосия (+
1074; память 3/16 мая и 14/27 августа) списал Студийский устав и
переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в
Киево-Печерской обители.
По возвращении из путешествия по святым местам прп. Ефрем
оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года преподобный Ефрем
был поставлен епископом в Переяславль и носил титул митрополита.
Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне
(1073—1089).
Приняв святительский сан, св. Ефрем с особенным усердием начал
устроить в своей епархии церкви Божии, и в этом добром деле Бог
помогал ему. Он украсил Переяславль многими прекрасными церквами и
гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города
каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно
выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого
великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Прп.
Нестор Летописец (+ ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет:
«Заложи (Ефрем) банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град
бе заложи камен от церкви святаго Феодора». Прп. Нестор под словом
«город» разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет
особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Святитель
Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах. Такие здания, до
того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних
церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались
баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле
крещения («баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где даром
лечили бедных. Но все эти прекрасные здания были разрушены и
уничтожены во время татарского нашествия.
Сей святитель, как пишут, уставил торжествовать 9 мая
перенесение мощей святителя Николая из Ликии в итальянский город Бар;
ему же приписывается «Сказание» и «Похвальное слово Николаю
Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в
перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского.
Добродетельную жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной
кончиной в 1096 году (по другим источникам, в 1098 г. или в 1105 г.).
Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии
перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского
монастыря.
Память святого совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.
Источник: http://www.saints.ru/e/Efrem.html |