Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли.
Иисус, сын Сирахов, написав о Симоне, сыне Ионине, говоря:
Симон, сын Ионин, иерей великий, иже в животе своем сострои дом и во
дни своя утверди церковь; и еще: — яко звезда утренняя посреде облаков,
аки луна полна во днех своих, яко солнце сияюще на церковь Вышняго
(Сир. 50, 1, 6, 7). То же самое достойно сказать и написать и о
преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском,
вторым, после блаженного Нестора, свидетеле и писателе св. житий
Печерских. Ибо сей преподобный поистине устроил дом Божий: житием своим
святым утвердил Церковь Христову; прославил ее назидательными
повествованиями о жизни святых, как один из тех добрых пастырей,
которых обещал Господь, говоря через пророка Иеремию: Дам вам пастыри
по сердцу Моему и упасут вас разумом и учением (Иер. 3, 15). И поэтому
все, чем прославился Симон, сын Ионин, добрый пастырь и хранитель
закона иудейского, поистине свойственно и преподобному Симону, пастырю
Владимирскому и Суздальскому.
Блаженный Симон, приняв иноческий образ во св. Печерском
монастыре, стал подвизаться в добродетелях, которыми украшались святые
отцы Печерские. Вспоминая дела и подвиги первого строителя,
преподобного Феодосия, Симон и сам стал подражать ему и научился делам
утверждения и укрепления церкви и устройства ее. Размышляя о подвигах
святого первоначальника Антония, этого лучезарного светоча,
просветившего всех светом добрых дел своих, блаженный Симон устремлялся
и сам по стопам сего великого инока и унаследовал равноангельское
угождение Господу в безмолвии. От преподобных, умножившихся, как
звезды, Симон навык смиренному послушанию. И посему, как истинное
зерцало, изображая в себе прекрасные светила небесные — звезду, луну и
солнце — блаженный Симон и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и
солнечный. Он усердно подвизался в святом монастыре Печерском, подобном
небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда
подражая Пресвятой Богородице, прекрасной, как луна, и славной, как
солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией,
пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с
братией, так и уединенной.
Когда сей святой Симон просиял подвигами своими по многим
окрестным странам, так что был даже известен в странах весьма
отдаленных, случилось, что в то время архиерейский престол епархии
Владимирской и Суздальской не имел своей главы. «Церкви же прилично
украшаться звездным венцем», как пишет святой Иоанн в своем
Апокалипсисе. В это время, по изволению Начальника пастырей — Иисуса,
блаженный Симон, от всего сердца возлюбивший Пречистую Матерь Божию,
был призван Богом на престол епископский для управления Богом хранимыми
городами — Владимиром и Суздалем. Таким образом укрепился венец церкви
той светом звездным.
В начале XIII века (1206 г.) был он назначен игуменом монастыря
в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. В 1215 году
великий князь владимирский Георгий II Всеволодович, желая избежать
зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, решил
основать отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской,
Юрьевской и Тарусской. На эту вновь образованную кафедру, по желанию
великого князя, был возведен святой Симон.
Константин, брат Георгия, в 1217 году вытеснил из Владимира
великого князя, который удалился в бедный городок Радивилов; с ним сюда
же прибыл и Симон. Но когда Константин примирился с своим братом и
возвратил ему Владимир, тогда и Симон «опять вступил в свою епископию
во Владимире». В 1218 году в присутствии великого князя Георгия Симон
освящал храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году освящал соборный
храм в Суздале, воздвигнутый на месте древнего разрушавшегося собора.
Великий князь так любил Симона, что готов был открыть епископскую
кафедру в г. Суздале для его друга — инока Поликарпа из
Киево-Печерского монастыря, которого обуревал дух честолюбия. Но
святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил великого
князя от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко
назидательное послание, в котором он преподал своему другу наставления
против его душевных недугов.
Блаженный Симон долгое время подвизался, как ревностный
пастырь, усердно и внимательно заботившийся о своей пастве; и следует
заметить, что преподобный весьма успешно проходил служение свое. На
престоле архиерейском он с неусыпной бодростью прилежно пас духовное
стадо свое. Так он весьма заботился о сохранении и водворении между
людьми мира, учил всех самим делом своим терпению. Всегда трудясь в
Христовом вертограде паствы своей, наставлял всех делом и словом
чистоте духовной, поучал всех непрестанной молитве к Богу, всегда
благодарил Его, даже среди скорбей своих, и к тому же поучал паству
свою. Он укоренял милосердие и любовь к ближнему, а также — постоянную
мысль о Боге. В то же время святой не оставлял и трудов своих
иноческих, всегда представляя в мысли своей труды и подвиги честных
подвижников Печерских и радуясь душею своею о том, что Господь сподобил
его в сей честной обители принять образ иноческий и быть как бы
сожителем сих святых.
Сей блаженный Симон настолько изучил подвижническую жизнь
святых угодников Печерских, что как бы написал ее на скрижалях сердца
своего; поэтому он восхотел, чтобы и прочим благочестивым людям была
известна жизнь Печерских подвижников; а для этого он решил составить
письменное описание подвижнической жизни Печерских иноков. Следует
заметить, что в это время, по причине многочисленных войн и усобиц было
утеряно много книг, так что многие события, описанные в этих книгах,
начинали приходить в забвение. Ввиду этого блаженный Симон с большим
усердием разыскивал всех очевидцев того или другого чудесного события,
случившегося в Печерской обители, и все полученные таким образом
сведения преподобный собирал в одно целое, трудясь, как мудрая пчела.
Потому-то он и просветил нас светом, так как описал чудеса преподобного
Антония, преподобного Феодосия. Ко всему этому блаженный Симон
присовокупил сказание о святой, небесам подобной, церкви Печерской,
престол которой поистине сиял, как солнце и как луна полная.
Из сочинений сего блаженного Симона видно, что он имел великую
любовь ко Пресвятой Богородице и к преподобным отцам — Антонию и
Феодосию Печерским, так что с сими преподобными обитал духом и умом
своим как бы в одной пещере, несмотря на то, что телом своим жил в
своей епархии.
Симон выказывал больше всего любовь и ревность к Пресвятой
Богородице и обители Ее Печерской. И во дни жизни своей он удостоился
видеть великое знамение: Пресвятая Владычица Богородица явилась на
небе, окруженная ликами святых угодников Божиих под видом звезд, а
вблизи Богоматери Антоний и Феодосий, как солнце и луна среди всего
сонма звезд небесных. Великий в добродетели своей, св. Симон был
проникнут необычайным смирением и служил одним из лучших примеров этого
рода добродетели. Будучи епископом, писал он в послании своем, дабы
подражали Самому Господу, сказавшему: научитеся от Мене, яко кроток
есмь и смирен сердцем.
Этот добрый пастырь потрудился довольно продолжительное время,
питая духовных овец своих пищею нетленною, ведущею в жизнь, так как
предлагал всем пасомым своим жития святых, подвизавшихся в обители
Печерской, и «в письмени», и самым делом жизни своей.
Перед своей блаженной кончиной, последовавшей, по свидетельству
летописи и надписи на гробнице, 22 мая 1226 года, святой епископ принял
схиму. Пробыв двенадцать лет на архипастырском престоле, блаженный
Симон отошел к пастырям, восседающим на двенадцати престолах, и к
Самому Пастыреначальнику, Господу Иисусу, дабы восприять от Него
неувядаемый венец славы.
Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе.
Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были
перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Это мнение ошибочно, так как
в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа Ростовского и
Суздальского, жившего в конце XI и первой половине XII вв. Он был
епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что
погребен в Киево-Печерской лавре. О погребении святителя Владимирского
и Суздальского Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся
там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней
говорится: «По государеву, цареву великаго князя Иоанна Васильевича
всея России указу, по книгам пети панихиды... по Владимирским по пяти
владыкам пети в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен
архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано: «служить
панихиды всем собором, туто, где кто лежит». Таким образом во времена
Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен в
Успенском соборе. О нахождении мощей святителя Симона в Успенском
соборе свидетельствует также следующий факт. В 1882—1884 гг. во время
реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на
гробнице святителя Симона. Во время этих работ через отверстие в плите
были видны святые останки святителя Симона. Об этом рассказал очевидец
протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского Владимирского
собора», изданной в 1891 году.
В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым». Ему
принадлежат многочисленные труды. Поучительное послание святителя к
Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало
Киево-Печерскому Патерику, где в живых назидательных примерах из жизни
Киево-Печерских подвижников указывает высокие образцы христианских
добродетелей: смирения, терпения, безропотного перенесения бедствий и
т. п., а в заключение указывает Поликарпу высокое значение
Киево-Печерской лавры, в которой он, епископ богатой епархии, желал бы
быть последним послушником. Святитель описал чудеса преподобного
Антония Печерского и составил жития многих Печерских угодников.
Известно его описание устроения гробницы преподобного Феодосия
Печерского. Святитель Симон — автор «Сказания о святой чудотворной
церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти
труды святого Симона были занесены преподобным Нестором в первую часть
Киево-Печерского Патерика. А во вторую часть вошли послания к
Поликарпу, в которых святитель предложил сведения о жизни многих
подвижников Печерских, сиявших, как звезды, подвигами своими.
Упомянутое же выше «Сказание» впервые вышло отдельными изданиями в
Киеве в 1701 году. Перу святителя Симона принадлежит вся третья часть
Печерского Патерика.
Источник: http://www.saints.ru/s/Simon_episkop_Vladimirskij.html |